Почему выросли тарифы на проезд, и кому принадлежат харьковские маршрутки?
Новые тарифы на проезд в харьковских маршрутках вступили в силу две недели назад. Цена выросла в среднем на две-три гривны на всех городских маршрутах. Причины прежние: высокая стоимость топлива, запчастей, техобслуживания, рост заработных плат. По словам перевозчиков, для них повышение тарифов — единственный способ оставаться на плаву. Но даже после таких изменений речь об улучшении качества перевозок или об учете количества пассажиров не идет.
«Автобус сейчас стоит два миллиона, и, к примеру, он сможет работать пять лет. При условии, что он не будет ломаться, автобус должен зарабатывать около 1 100 гривен в день, только чтобы вернуть затраты на его покупку. За день один автобус перевозит около 400 человек, из них половина — льготники. Но еще есть затраты на топливо, налоги, зарплату водителям и механикам, оплату территории», — перечисляет руководитель двух автотранспортных предприятий ООО «Авто-ОВИ» и ООО «Красный сердолик» Валерий Дробушко.
На автобусах его фирм пассажиров, которые оплачивают проезд, стало меньше. Люди выбирают более дешевый вид транспорта: троллейбусы или трамваи. А вот количество льготников осталось прежним. Перевозчик надеется, что со временем пассажиры вернутся. Хотя и сейчас прибыль предприятий увеличилась.
Такая же история и автобусами ООО «Немо ЛТД». Фирма обслуживает пять городских маршрутов. По словам ее руководителя Рафига Гадирова, пассажиров стало меньше. Из-за этого выручка не выросла, а осталась на прежнем уровне. Тем не менее, он считает, что если вернуть старый тариф — перевозки вовсе станут невыгодными.
«Практически выходим в ноль, — говорит Гадиров. — Мы расчет делаем, чтобы хотя бы выживать. Чтобы у нас была хорошая прибыль, цена проезда должна быть 15—20 гривен».
По его подсчетам, из-за высокой цены на топливо, которая составляет 75% затрат предприятия, денег на обновление подвижного состава не остается.
Перевозчики жалуются на большое количество льготников. Говорят, на каждом маршруте их набирается не меньше половины, а затраты на их проезд из бюджета не возмещаются.
Что же касается учета пассажиров, то перевозчики заявляют, что знают, сколько людей проезжают за день. Например, все маршрутки оснащены видеокамерами. Поэтому устанавливать специальную систему не планируется.
«Когда люди поднимают вопрос билетов, это просто они не понимают структуру работы перевозчика. Даже если водитель не дал вам билет, он все равно приедет на базу и оторвет их. Потому что с воздуха заправить автобус и дать ему зарплату я не могу. Мне нужно показать доход» — утверждает Валерий Дробушко.
Мэрия на цену проезда не влияет
«Горсовет устанавливает цену проезда на метро и электротранспорт. По маршруткам — горсовет определяет протяженность маршрутов и на основании конкурса раздает их перевозчикам. А те уже самостоятельно устанавливают тариф в зависимости от показателей конкретного маршрута, о чем уведомляют городской совет», — объясняет депутат горсовета, соучредитель «Харьковского антикоррупционного центра» Игорь Черняк.
Принцип расчета тарифа на услуги пассажирского автомобильного транспорта описан в приказе №1175 Министерства транспорта и связи Украины. Среди показателей, определяющих стоимость перевозки, — плановые себестоимость и прибыль, а также запланированный объем пассажиров.
На конкурс перевозчик должен подать информацию об автобусах, которые будут работать на маршруте, об интервалах движения и прочее. Затем горсовет определяет, кто предложил лучшие условия, и раздает маршруты перевозчикам. Последний раз подобное распределение было в 2016 году. Сейчас в городе работают 13 перевозчиков. В основном победители остались на своих маршрутах, полученных еще в 2011 году.
«Большинство маршрутов получили, скажем так, “не чужие” фирмы. К примеру, среди них есть фирма, принадлежащая бывшей жене заммэра Харькова Андрея Руденко, фирмы, связанные с депутатом горсовета Игорем Арихом, Еленой Губиной — женой депутата облсовета, и адвокатом Кернеса», — объясняет Игорь Черняк.
Кому принадлежат харьковские маршрутки?
ООО «Укравтотранс плюс» обслуживает 35 маршрутов. Фирма, получившая наибольшее количество направлений, имеет уставной капитал всего 2 000 гривен. Директором и учредителем является Геннадий Лосев. По информации «Харьковского антикоррупционного центра», перевозчик был зарегистрирован в сентябре 2011 года и сразу начал выигрывать конкурсы на маршрутные перевозки. В 2018 году фирма выиграла государственные тендеры на сумму 1 миллион 287 тысяч гривен.
Компания ООО «Авто-ОВИ» обслуживает 21 городской маршрут. Ею руководит Валерий Дробушко. Фирма создана в 2004 году, с тех пор активно развивается.
Занимается также пригородными и междугородними перевозками. Несмотря на внушительные размеры организации, она зарегистрирована в квартире по Московскому проспекту. Кроме Дробушко, учредителями фирмы являются бывшая жена вице-мэра и депутата Харьковского горсовета Андрея Руденко — Инна Руденко и родственница депутата горсовета от партии «Возрождение» Андрея Жорника — Лидия Жорник. Сам Жорник занимает должность замдиректора по безопасности движения в АТП. Эти трое являются также учредителями ООО «АВТООВІ-ПЛЮС», зарегистрированной в том же доме, но в другой квартире.
Второе автотранспортное предприятие, которым руководит Валерий Дробушко — ООО «Красный сердолик». Оно обслуживает семь маршрутов. Учредители фирмы — жена и дочь харьковского судьи Владимира Плетнева, Анжела и Юлия Плетневы. Последняя также является адвокаткой мэра Харькова Геннадия Кернеса и бывшего главного архитектора города Сергея Чечельницкого.
Еще одну фирму ООО "АТП «Автотранс» Валерий Дробушко учредил вместе с Ириной Ройтблат и Алиной Романенко (бывшей депутаткой Харьковского облсовета), а руководит ею его сын Константин. ООО покрывает 10 маршрутов в Харькове.
Еще три маршрута обслуживает ООО «АТП „Карусель“. Его директора Павла Собчука обвиняли в предоставлении транспорта „титушкам“ 19 февраля 2014 года для разгона евромайдановцев около здания Академии внутренних войск (сейчас — Нацгвардии). В суде его защищала Юлия Козырь, которая ныне — адвокатка Елены Зайцевой в деле о ДТП на Сумской. В 2016 году суд признал Павла Собчука невиновным. Но история на этом не закончилась. Прокуроры оспаривали решение сначала в апелляционном, а потом — в кассационном судах. В итоге суд последней инстанции отменил предыдущее решение и постановил назначить новое рассмотрение апелляции. Следующее заседание по делу Собчука состоится 17 января 2019 года.
11 маршрутов принадлежат ЧП „С-Аурум“. Фирма существует почти 11 лет. Она зарегистрирована в квартире по проспекту Людвига Свободы. Предприятие с уставным капиталом всего в 1 000 гривен основали пятеро человек. Руководит фирмой Инна Гайворонская.
Частное предприятие „Транс-Сервис“ обслуживает девять маршрутов. Фирма находится в Васищево и существует более 14-ти лет. Уставной капитал — 15,5 миллиона гривен. Руководит ею Андрей Бех, а учредителем является Александр Губин — депутат Харьковского облсовета от „Оппозиционного блока“. Он связан с депутатом горсовета от „Видродження“ Игорем Арихом. Они вместе учредили ООО „Престиж Авто Сити“ по продаже автомобилей. До 2014 года фирма называлась ООО „Престиж Авто Крым“. Сейчас в Едином реестре юридических лиц Российской Федерации есть данные о фирме »Престиж Авто Крым", зарегистрированной в Симферополе. Учредителями указаны Игорь Арих и Ирина Губина (жена депутата облсовета).
Брат Игоря Ариха Дмитрий — депутат от «Видродження» — учредил ООО «Трансмейл-2012». Фирма обслуживает 15 харьковских маршрутов.
Право работать на пяти маршрутах выиграло ООО «Немо ЛТД». Помимо основной деятельности — пассажирских перевозок, согласно системе YouControl, у фирмы есть лицензия на продажу алкоголя. Также в видах деятельности указаны строительство, продажа автомобилей, техобслуживание и торговля косметикой. В 2015 году директор фирмы Рафиг Гадиров избирался на выборах в Харьковский горсовет от «БПП “Солидарность”».
Фирма ООО «Али-Автотранс» под руководством Руслана Алибаева покрывает три маршрута. В прошлом он — депутат Коминтерновского райсовета. Помимо АТП, он руководит общественной организацией «Городское общество инвалидов «Милосердие».
Еще 12 маршрутов обслуживает ООО «АТП-Темп». Директоркой и учредительницей является почетная автомобилистка Украины Ирина Говорун. Как сообщает «Харьковский антикоррупционный центр», 3 августа 2015 после столкновений между активистами харьковского «Правого сектора» и сторонниками «Оппозиционного блока» милиция вывезла последних от бывшей резиденции «Партии регионов» на автобусах, принадлежащих именно ее фирме.
ООО «Экспресс» под руководством Александра Степко охватывает 14 маршрутов. Ее глава основал фирму вместе с сыном Вячеславом.
Один маршрут — от станции метро «Пушкинская» до 13-го городского кладбища — обслуживает ПОГ ВСК «Юридическая академия», основанная волейбольным спортклубом.
https://nakipelo.ua/pochemu-vyrosli-tar ... arshrutki/